Консультация на тему: «Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Попова Татьяна Владимировна

 

Креативность – это общая творческая способность, которая способствует открытию нового, неизвестного в решении различных ситуаций.

Дивергентное мышление – это самостоятельное, творческое, оригинальное поисковое мышление.

Основные показатели дивергентного мышления это:

1. оригинальность, т.е. способность увидеть проблему и решить ее необычно;

2. быстрота и легкость максимально предложенного количества идей за короткий период времени;

3. гибкость, т.е. умение переключаться с одного класса объектов на другой («одежда, обувь, животные» и т.д.);

4. точность, т.е. умение передавать свои мысли, имеющие законченный вид.

Дивергентное мышление развивается с помощью различных методов и приемов. В результате развития дивергентного мышления ребенок приобретает следующие характеристики мышления:

а) независимость (личные стандарты выше стандартов группы);

б) открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому, необычному);

в) высокая терпимость к неопределенным и неразрешимым ситуациям.

Требования для решения задач по развитию дивергентного мышления:

1) не подавлять индивидуальность;

2) не высказывать порицания на неумение обосновывать свою догадку;

3) формировать уверенность в своих силах;

4) опираться на положительные эмоции ребенка (удивление, радость, переживание успеха и т.п.)

Предлагаю основные методы формирования дивергентного мышления:

1) Ставлю перед детьми любую проблемную ситуацию, затем выслушиваю высказывания детей и вместе обобщаем услышанные предложения детей.

2) Предлагаю детям представить себя любыми животными и рассказать о своих взаимоотношениях с близкими людьми уже в роли животного.

3) Использую такой прием, сказка наизнанку, т.е. положительные герои любой знакомой сказки вдруг становятся отрицательными, а отрицательные герои – положительными. Например, сказки «Три поросенка», Иван Царевич и Серый волк» и др.

4) Придумываю фантастические гипотезы, например, что было, если бы плавали, то … и т.п.

5) Применяю такой метод, как сказка в заданном ключе, т.е. осовремениваем вместе с детьми любую сказку («Колобок», «Репка» и др.)

6) При использовании метода Робинзона Крузо выясняю у детей назначение предметов, оказавшихся на необычном острове: для чего нужен там спортивный костюм, жвачка, бинокль, бочка с водой? и т.п.

7) Развивают дивергентное мышление и креотивные игры:

а) «Мечты» - по цветовой аналогии дети придумывают действия с заданным предметом, например, как может помочь белый снег в пустыне? на пляже? людям или о чем мечтает оранжевый апельсин? и т.п.

б) «Веселые осьминожки» - о чем мечтает осьминожка с определенным цветом?

в) «Чудо-дерево» - на нем растут разные предметы, двое детей «срывают» по предмету и отстаивают свое мнение каждый за свой:

например, «яблоко» -

«очки» -

г) «Ну и ну» - ребенок должен в игре сделать невкусные продукты вкусными, а вкусные – невкусными, например, «лук, чеснок, творог рыбий жир и т.п.»

д) Игра «Этажи» предусматривает умение высказывать целенаправленные умозаключения: предложите детям варианты: как разместить животных на этажах; как изменить внешность хищников, чтобы не пугали травоядных животных; что придумать, чтобы звери не пугали травоядных? и т.п.

Таким образом, уважаемые педагоги, родители, играйте с детьми, развивайте у них мышление, связную речь, память.