Консультация для родителей на тему: «Значение пения в жизни ребенка»

Подготовила: музыкальный руководитель Авхимова О.В.
Значение пения

Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произ­ведения, при этом они активно выражают своп переживания, чув­ства и глубже воспринимают музыку.

Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на каком-нибудь музыкальном инстру­менте.

Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, спо­собность воспроизводить голосом мелодии по памяти.

Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов, если воспитатель следит за их произношением.

Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую, теплую по­году, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготовляют детей к урокам пения в школе.

 

Обучать детей пению может не только специалист — музыкаль­ный руководитель, но и каждый воспитатель группы с небольшой му­зыкальной подготовкой и музыкальными данными, достаточными для того, чтобы правильно и выразительно исполнять детские песни.

Особые качества детского голоса

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два—три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, — очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахей и бронхов). У детей грудной резонатор сла­бо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лег­кий, не сильный, но часто звонкий. Резонаторы придают звуку раз­ную окраску. При неправильной постановке пения, например при форсировании звука во время пения, голос у детей приобретает не­приятное, несвойственное им низкое звучание.

Диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так назы­ваемые «примерные», обнаруживаются у всех детей при тихом пе­нии в среднем регистре в пределах фа1—ля1. Нижний звук до1 зву­чит напряженно, и надо избегать давать его детям.

Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен в данном сборнике, соответствуют указанному выше диапа­зону голоса у детей дошкольного возраста. Перед каждой песней дан диапазон, то есть объем звуков, на которых построена мелодия (белыми нотами отмечены устойчивые звуки лада, черными — не­устойчивые) и тесситура (распределение звуков по высоте); цифры показывают, сколько раз повторяется звук в мелодии. В зависи­мости от этого распределения звуков тесситура может быть удобной и неудобной для данной группы детей при одном и том же диа­пазоне.

Если в некоторых песнях, помещенных в сборнике, и встречают­ся звуки, не соответствующие диапазону голоса у детей данного воз­раста, то они являются проходящими и на них не делается упора.

 

ВОКАЛЬНЫЕ (ПЕВЧЕСКИЕ) НАВЫКИ

Вокальные установки

При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти-шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спин­кам стульев, так как в таком положении у них лучше работают ды­хательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.

Дети двух, трех, четырех лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая шею. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину во избежание крик­ливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, гу­бы— подвижны, упруги (не вялы). Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни следует петь стоя, так как при этом дыха­тельные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звуч­ность пения заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Звукообразование

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Диапазон голоса у детей дошкольного возраста очень неустой­чив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь только на низких звуках, не вытя­гивая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые по болезни некоторое время не посещали детский сад. Обычно через несколько занятий у них восстанавливается прежний диапазон. Иногда приходится с такими детьми один-два раза заняться дополнительно (индивидуально), чтобы помочь им скорее найти естественное звучание голоса и влить­ся в хоровой коллектив.

Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звуча­нии, так как слушая такое исполнение, дети начинают подражать ему и петь более высоким голосом.

С звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, на­чиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать от­дельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в песне «Зай-чик» дети протяжно произносят первый слог в слове «Зайка», в пес­не «Корова» — последний слог «Му-у...».

Протяженность в- пении зависит от преобладания гласных в словах песни, что характерно для народных песен, например «Котя, котенька-коток», «Бай-качи» и др., а также от правильно взятого дыхания.

Развитию протяженности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен в за­медленном темпе.

Дикция

Для хорошего звукообразования имеет большое значение пра­вильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении не­сколько отличается от речевого произношения.

Приведем основные правила вокальной дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Поют: снегами, корова, в лесу, в декабре, берегись, октябрь. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит, как «а». Петь надо «карова», а не «корова», «ак-тябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя».

Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и».

Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и».

Так можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина», в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, что­бы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Напечатано: «Огоньки сверкают». Исполняет­ся: о-го-ньки све-рка-ют. Если между словами есть знак препина­ния, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить в конце слога, без переноса на другой слог.

Напечатано: В нашем саду листопад...

Исполняется: В на-ше-м са-ду ли-ста-пад («ли-ста-пат», а не «листопа»).

Или напечатано: В праздничный наряд.

Исполняется: Впра-здни-чный на-ряд («на-рят», а не «наря»).

Остальные правила, которые применяются в речевом произно­шении, обычно употребляются и в певческой дикции.

Например, поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег», «аччего», а не «отчего», «рыпка», а .не «рыбка».

Существуют разные приемы обучения детей правильному про­изношению в пении:

1.   Выразительное чтение текста   песни   воспитателем    (музы­кальным руководителем) в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.

2. При разучивании песни, начиная со второй младшей группы, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно на­распев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется еще прием коллективной читки шепотом на высоком звучании в рит­ме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.

3. Во всех группах, кроме первой младшей группы, применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании.

Этим приемом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении уже разученных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует выра­зительности пения.

4. Дети во всех группах часто неправильно произносят оконча­ния слов, приставки. В таких случаях уместно применять прием пра­вильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой.

Все вышеуказанные приемы применяются осторожно, умело, с тем чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превра­щалось в сухую, формальную тренировку.

Дыхание

В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специаль­ных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Такие упражнения проводят­ся с детьми на ежедневной утренней гимнастике. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют управлять своим дыханием. Достаточно воспитателю (музыкальному руководителю) показать, как надо петь, не прерывая дыхания, и где надо переды­хать, и ребенок легло справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться правильно брать дыхание, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами.

В старших и подготовительной к школе группах очень помогает детям правильно брать дыхание пение песни по фразам (цепочкой)

Чистота интонации

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие непра­вильно, фальшиво. Причины фальшивого пения различны: у од­них— больной голосовой аппарат, другие плохо слышат после пе­ренесенных инфекционных заболеваний. Для таких детей нужно вмешательство врача-ларинголога. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Они не умеют пра­вильно извлечь слышимый звук, придать соответствующее движение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. На чи­стоту интонации влияют такие качества у детей, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Внимание в большой степени влияет на успешность занятий пением.

Некоторым детям мешают недостатки в артикуляционном ап­парате (в органах произношения—в нижней челюсти, в губах, языке, мягком нёбе, в глотке). Из-за плохой работы этого аппарата дети неправильно произносят отдельные звуки, слоги, слова и фаль­шиво поют.

Чистота интонаций зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инстру­ментах, имеется радио, — дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются и улучшается чистота интонации.

Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ре­бенка, его музыкально-вокальные данные временно не развиваются и могут проявиться позже, но только в результате планомерной музы­кально-педагогической работы.

Для развития чистоты интонации прежде всего на­до выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию для данной группы детей. Чистота интонации достигается также применением различных приемов. Очень полезно давать детям слу­шать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в хорошем, выразительном исполнении их на музыкальном инструменте, без пения.

Необходимо систематически повторять с детьми разученные пе­сни и при этом петь их без инструментального сопро­вождения.

Желательно петь песни не только со всей группой, но и с небольшой подгруппой и по одному; при таком пе­нии дети лучше слышат себя.

Большое значение для развития чистоты интонации имеет осознание детьми своего исполнения (см. основные принципы обучения детей пению).

Нечисто поющим детям надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к воспитателю (музыкальному руководителю), лучше слышали его исполнение, видели его артикуляцию. Сидя впереди, они слышат чистое пение воспитателя (музыкального руководителя) и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих-позади.

Очень полезно отмечать и поощрять каждое незначительное до­стижение неправильно поющих детей. В работе с такими детьми не­обходимо проявлять большую выдержку и терпение.

В каждой группе встречаются отдельные дети, которые хотя и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести эти звуки не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем осталь­ные дети, так как имеют очень небольшой объем голоса, и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Иногда дети монотонно гудят на одном-двух низких звуках.

Если такое звучание держится у детей стойко, то с ними про­водятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое важное — научить таких детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. На этих занятиях дети поют песни, которые разучиваются со всей группой, только на удоб­ных для них, более низких звуках, чтобы они слышали правильное исполнение мелодии. Для расширения диапазона эти песни посте­пенно транспонируются в более высокие тональности. Для получе­ния более высокого звучания, кроме общих песен, можно давать этим детям короткие упражнения на небольших интервалах (при­ма, секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), кудахтанию кур («ко-ко»), игре на дудке («ду-ду»), на барабане («трам-там»), на балалайке («ля-ля») и т. д., а также помещенные в сборнике специальные песни с небольшим диапазоном. Длительность таких занятий 5—7 минут.

Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель учитывает особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому — какое поло­жение придать рту, губам, третьему предлагает спеть погромче, по­смелее или, наоборот, мягче, тише и т. д.

Одной из причин стойкого низкого звучания яв­ляется низкий разговорный голос ребенка. Чем ско­рее удается с помощью некоторых приемов повысить разговорный голос ребенка, тем скорее он овладеет высоким звучанием в пе­нии.

Для музыкального развития детей, для поднятия у них инте­реса к пению и для правильной передачи мелодии большое значе­ние имеет исполнение детьми песен на детских, чисто настроенных металлофонах или струнных цитрах.

Стройное, слитное пение (ансамбль)

Стройность, слитность пения достигаются постепенно. В пер­вой, младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как начнет петь воспитатель (музыкальный руководи­тель), а уже в конце года они начинают песню после музыкального вступления.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, мож­но пользоваться следующими приемами. Прежде всего перед нача­лом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть форте­пианное вступление, воспитатель (музыкальный руководитель) дает знак — взмах рукой или движение головой, чтобы дети начали пес­ню одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если та­кого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (за­пев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Иногда можно собрать внимание детей, проиграв первый ин­тервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку воспитателя (музыкального руководителя). При тихом пении детям легче сосре­доточить свое внимание на звуках. Иногда воспитатель (музыкаль­ный руководитель) дирижирует детским хором.

Дирижирование помогает стройности детского пения. К дири­жированию прибегают в тех случаях, если пение производится без инструментального сопровождения или если дети во время пения на­ходятся поодаль от инструмента, как часто бывает на праздничных утренниках.

Дирижирование уместно, если в общем пении принимают участие несколько групп детей. Формальное дирижирование, то есть отсчитывание руками метра, не окажет детям помощи в пении.

С помощью дирижерских жестов можно указать детям точное начало вступления и окончание песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа, ритмический рисунок. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно. Навыки развиваются постепенно, главным образом при помощи хорошего выразительного исполне­ния песни голосом и на фортепиано воспитате­лем (музыкальным руководителем), а также некоторых других методических приемов (см. указания к отдельным песням).

Выбор песен

При выборе песен преследуются прежде всего воспитательные и образовательные задачи. Педагог так подбирает песни, чтобы вызвать у детей любовь к родине, к природе, к ро­дителям, детскому саду и т. д.

Песнями другого характера можно создать у детей бодрое или веселое настроение, развеселить их, посмешить.

Одновременно воспитатель (музыкальный руководитель) учи­тывает вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни, например легкое звучание или развитие напевности и т. д.

Выбирая песню, надо исходить не только из одного литератур­ного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, доступность ее для данной группы детей.

При выборе песен надо учитывать не только возраст де­тей, но и их вокальные возможности, и общее музыкаль­ное развитие. Так, если в подготовительной к школе группе окажет­ся много детей, не бывших ранее в детском саду и не умеющих петь, надо начинать с более легких песен из репертуара старшей, а иногда и средней группы и постепенно переходить к песням подготови­тельной к школе группы.

В старшей группе в таких случаях приходится начинать с песен для детей средней группы.

В смешанной по возрасту группе песни даются выборочно из репертуара для разных возрастных групп.

В сборнике помещено большое количество песен для того, чтобы воспитатель (музыкальный руководитель) имел возможность вы­брать именно ту песню, которая отвечала бы всем его требованиям.

В сборнике одни песни приурочены к временам года и опреде­ленным датам, другие — не связаны с этой тематикой.

При выборе воспитатель (музыкальный руководитель) включает на квартал (три месяца) в репертуар детей каждой возрастной груп­пы несколько песен (одну-две) из помещенных в первом разделе, то есть песни, приуроченные к определенному времени года и празд­нику, и две-одну песню из другого раздела песен, не связанных с временами года, примерно по одной новой песне в месяц для ис­полнения всей группой детей.

Приходится учитывать и то обстоятельство, что песня выби­рается иногда для индивидуального исполнения или для небольшой группы детей, например для исполнения на праздничном утреннике, в день развлечений или в других случаях.

Практика показывает, что в массе дети двух-трех лет могут усвоить за год примерно 8—10 новых песен, дети четырех лет— 10— 12, дети пяти лет — 12—14 и дети шести лет — 12—16 песен, вклю­чая песни для игр; при этом нужно систематически повторять пе­сни, выученные в предыдущих группах. Песня дается в то­нальности, удобной для данной группы детей.

Для получения лучших результатов в пении у детей желатель­но, чтобы каждая последующая песня представляла собой некото­рое усложнение по сравнению с предыдущей.