Упражнения на развитие руки ребенка

Подготовила: Манжосова В.П.

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит  к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию  несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

- составить узор самостоятельно

- раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию  учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

- вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

3. Тир

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия , изображающая полет пули , обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

- изобразить волшебное море, волшебную поляну и т.д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

- дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

- самостоятельно придумать, как изобразить реку.

 

«Содержание словарной работы вне занятий для детей дошкольного возраста» (для родителей и педагогов)

Учитель-логопед

Попова Татьяна

Владимировна

Слово – основная единица языка. Совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно взаимосвязана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

 

Подготовительным этапом работы по словарной работе являются игры, связанные с ознакомлением детей с основными категориями предмета: цвет, размер, форма, качество. Затем сравнительные (подключение всех анализаторов), операции с этими предметами, затем умение классифицировать, обобщать предметы в определенные группы по усвоенным признакам.

 

Нужно учитывать некоторые принципы в работе по данной теме:

- Тематический;

- Время года;

- Идет обработка словарной работы в понимании, т.е. накоплении слов в памяти, а затем в самостоятельной активной речи – как заключительный этап;

 

Прилагательные:

 

1. «Образуй новое слово» - мыло – «мыльный»

дерево – «деревянный»

 

2. «Наоборот» «Перевертыши» - подбираются пары предметов, картинок с ярко выраженными признаками и сравниваются по вкусу, цвету, форме, размеру, материалу:

кислый – сладкий,

высокий – низкий, слова-анонимы

гладкий – ширшавый

 

3. «Узнай по описанию?» - длинный, зеленый, твердый, хрустящий, сладковатый

Что это? –

 

4. «Угадай - кто это?

 

пушистый, мягкий, серый, маленький (котенок, платок,

носок, клубок)

 

что это?»

 

5. «Третий лишний» - голубой, красный, (спелый)

квадратный, овальный, (соленый)

высокий, толстый, (горький)

 

Существительные:

 

1. Игра «Эхо» «машина» - ребенок «шина»

«смех» - «мех»

«коса» - «оса»

«экран» - «кран»

«олень» - «лень»

2. «Зоркий глаз» - дети смотрят на картину 1-2 минуты, закрывается картина и дети называют предметы, как можно больше (с заданным звуком – старшая подготовительная группа)

3. «Незнайка и его стихи»:

- «какой звук пропущен?»

«В зоопарке живет с..он»

«Маша кукле шар.. вязала»

«Мы просим папу нам включить поярче ла..пу»

- «Лишний звук»:

«На окошке сидят серенькие кРошки»

«Вадик спит и видит сЛон»

4. «Что это?» - шкаф, стул, диван, кресло?

«Назови одежду - …..в порядке возрастания, убывания.

обувь? - …..по сезонам

овощи?» - ….. когда что растет

5. «Назови одним словом» - машина, которая чистит сама картошку (кофемолка, овощерезка, соковыжималка, кофеварка, пылесос).

6. «Что мы знаем зеленое?» - …..

кислое? - …..

сладкое? - …..

7. «Живой, неживой» - с мячом.

Одушевленный предмет – лови,

Неодушевленный – не лови.

8. «Подобные слова» - сумка - «ранец»

кресло - «стул»

люстра – «настольная лампа»

перчатки – «варежки».

9. «Назови части предмета» - у машины, у дома, у рубашки и т.д.

или «Узнай предмет по частям».

10. «Третий лишний» - кабачок, огурец, (стол);

гусь, гусыня, (гусеница);

сахар, сахарница, (сладкий);

понедельник, среда, (осень);

лес, лесник, (лестница).

11. Отгадывание и составление загадок.

 

Значение работы по формированию словаря:

 

 Глагольная лексика:

 

1. «Договори фразу» - бабочка что делает? (летает, порхает, кружится, сидит), снег?..., собака?...

 

2. «Дополни предложение» - Кошка? на окошке. Помидор? на грядке.

 

3. «Подбери картинку» - «Что делает мальчик?» серия картинок по последовательности действий и составлению рассказа по серии картинок.

 

4. «Узнай по движению» - дети изображают жестами и мимикой какое-то действие по одной теме (профессии, игрушки).

 

5. «Что умеет делать?» - слон? почтальон? мама? бабушка? – одушевленные предметы.

 

6. «Что можно делать с …..?» - с мячом? книгой? тарелкой? – неодушевленные предметы.

 

7. «Что делает Вова?» - взрослый шепотом дает задание ребенку, тот выполняет, затем дети рассказывают, что делал Вова в определенной последовательности.

 

8. «Поймай – скажи» (с мячом) –корова- сто делает? (мычит)

лягушка-

кошка-

тигр-

врач-

повар-

плотник-

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Попова Татьяна Владимировна

 

Креативность – это общая творческая способность, которая способствует открытию нового, неизвестного в решении различных ситуаций.

Дивергентное мышление – это самостоятельное, творческое, оригинальное поисковое мышление.

Основные показатели дивергентного мышления это:

1. оригинальность, т.е. способность увидеть проблему и решить ее необычно;

2. быстрота и легкость максимально предложенного количества идей за короткий период времени;

3. гибкость, т.е. умение переключаться с одного класса объектов на другой («одежда, обувь, животные» и т.д.);

4. точность, т.е. умение передавать свои мысли, имеющие законченный вид.

Дивергентное мышление развивается с помощью различных методов и приемов. В результате развития дивергентного мышления ребенок приобретает следующие характеристики мышления:

а) независимость (личные стандарты выше стандартов группы);

б) открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому, необычному);

в) высокая терпимость к неопределенным и неразрешимым ситуациям.

Требования для решения задач по развитию дивергентного мышления:

1) не подавлять индивидуальность;

2) не высказывать порицания на неумение обосновывать свою догадку;

3) формировать уверенность в своих силах;

4) опираться на положительные эмоции ребенка (удивление, радость, переживание успеха и т.п.)

Предлагаю основные методы формирования дивергентного мышления:

1) Ставлю перед детьми любую проблемную ситуацию, затем выслушиваю высказывания детей и вместе обобщаем услышанные предложения детей.

2) Предлагаю детям представить себя любыми животными и рассказать о своих взаимоотношениях с близкими людьми уже в роли животного.

3) Использую такой прием, сказка наизнанку, т.е. положительные герои любой знакомой сказки вдруг становятся отрицательными, а отрицательные герои – положительными. Например, сказки «Три поросенка», Иван Царевич и Серый волк» и др.

4) Придумываю фантастические гипотезы, например, что было, если бы плавали, то … и т.п.

5) Применяю такой метод, как сказка в заданном ключе, т.е. осовремениваем вместе с детьми любую сказку («Колобок», «Репка» и др.)

6) При использовании метода Робинзона Крузо выясняю у детей назначение предметов, оказавшихся на необычном острове: для чего нужен там спортивный костюм, жвачка, бинокль, бочка с водой? и т.п.

7) Развивают дивергентное мышление и креотивные игры:

а) «Мечты» - по цветовой аналогии дети придумывают действия с заданным предметом, например, как может помочь белый снег в пустыне? на пляже? людям или о чем мечтает оранжевый апельсин? и т.п.

б) «Веселые осьминожки» - о чем мечтает осьминожка с определенным цветом?

в) «Чудо-дерево» - на нем растут разные предметы, двое детей «срывают» по предмету и отстаивают свое мнение каждый за свой:

например, «яблоко» -

«очки» -

г) «Ну и ну» - ребенок должен в игре сделать невкусные продукты вкусными, а вкусные – невкусными, например, «лук, чеснок, творог рыбий жир и т.п.»

д) Игра «Этажи» предусматривает умение высказывать целенаправленные умозаключения: предложите детям варианты: как разместить животных на этажах; как изменить внешность хищников, чтобы не пугали травоядных животных; что придумать, чтобы звери не пугали травоядных? и т.п.

Таким образом, уважаемые педагоги, родители, играйте с детьми, развивайте у них мышление, связную речь, память.

Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

Подготовила: Манжосова В.П.

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Серьёзность такой задачи, как воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, должны осознавать и родители, и педагоги. Важно, чтобы окружающая среда ребёнка была вполне полноценной, то есть и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.
Чтобы речь ребенка развивалась правильно и совершенствовалась с каждым днем используйте:

1.Четкую и правильную речь.Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Например, ознакомление со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с конкретным образом (с - песенка воды, з - песенка комара,
р - рычание собаки или тигра, ш - надуваем и сдуваем шарик, шипение сердитой кошки и т. п.). Также дети с интересом слушают и повторяют шуточные чистоговорки («са, са, са - вот летит оса»; «ши, ши, ши – играют малыши» и т. п.).
2. Артикуляционные упражнения.Они направлены на подготовку речевого аппарата ребенка к четкому произношению («лопаточка», «качельки», «часики», «маляр», «индюк» и т.д.)

3. Пальчиковую гимнастику.Хорошо развивает речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
В настоящее время существует множество печатных логопедических изданий и пособий, много информации в интернете. Придумывать разнообразные игры и упражнения для развития речи ребёнка можно самому. Запомните, Вы - главный, первый и самый близкий друг своему ребёнку. Начинайте заботиться о его речевом и общем развитии уже с рождения. Помочь сформировать речь на её начальных этапах становления вы сами в силе.

4. Пересказы.Учите ребенка пересказывать пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошел его день в садике, с кем он играл на детской площадке. Задавайте наводящие вопросы, стимулируя его продолжать свой рассказ. Избегайте сюсюканья, коверкания слов и подражания словечкам малыша. Ребенок стремится подражать Вам и поэтому за образец для копирования может взять именно искаженные словечки, произнесенные Вами. С раннего детства приучайте ребенка говорить правильно.

5. Чтение.Читайте вместе интересные книжки. Со сказками и историями ребенок знакомиться с Ваших слов, поэтому уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи. Выделяйте голосом и интонацией речь разных героев. Чтение тренирует память малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку слушать.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики кисти рук. Учеными доказано, что развитие детской речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому привлекайте ребенка к играм с кубиками,мозаикой, конструкторами. Сначала это могут быть элементы большого размера, но постепенно их размер должен уменьшаться. Мальчиков можно увлечь навинчиванием гайки на болтик, а девочек - заинтересовать сборкой бусинок.
Самое главное наберитесь терпения!!!Если малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его. Поправьте малыша. Попросите, чтоб он повторил это слово за Вами, и обязательно похвалите его попытку произнести звуки правильно.

Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

 

Речь ребенка - главный аспект всестороннего развития.

Подготовила: Манжосова В.П.

Речь – одна из центральных, важных психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие.

Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; речь является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка во всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: учителей-логопедов, психологов , врачей, педагогов. Это , безусловно связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Это могут быть органические или функциональные поражения коры и подкорки головного мозга, проводящих путей, неправильное строение периферической части речевого аппарата. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его, обычно вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания этого недостатка окружающих.

Для развития речи необходима для ребенка игровая деятельность.

Существуют следующие игры:

Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, пальчиковые, музыкальные , математические, игры для координации речи с движением, т.д.

Игры для развития речи:

1.«Можно ездить или нет»

Наглядный материал: картинки с изображением средств передвижения и другие картинки, но все со звуком (С): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапоги и др.

Ход игры: показать картинку, назвать предмет и сказать можно ездить или нет, правильно произносить звук (С).

2. «На прогулку в лес»

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, блюдце, стакан, автобусы..) в названиях звук(С).

Ход игры: выставить игрушки, назвать, предложить отправиться в лес и взять с собой игрушечных лесных животных.

3. «Плохо или хорошо»

Цель: отвечать правильно.

Обижать малышей….

Быть настоящим другом…

Помогать друзьям…

Говорить грубые слова…

Помогать маме…

Болеть…

Веселиться с друзьями..

4. «Скажи как я»

Цель: Учить детей говорить громко, тихо, шепотом а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить их также (повторить). Воспитатель следит за тем чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Важно отметить, в среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуск и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру, окреп и стал более подвижным артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе:

-учить детей внимательно слушать речь окружающих,

- подбирать слова похожие по звучанию (ложка кошка, т.д.),

-вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук,

-узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов,

-подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т. д.

Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц), шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ), сонорных (Л,ЛЬ,Р,РЬ).

К моменту перехода с старшую группу дети могут произносить практически все звуки (артикуляционный аппарат готов к произношению трудных звуков).Но педагог по прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей. Воспитатель учит различать звуки на слух и правильно произносить их (С-З,С-Ц, Ш-Ж,Ч-Щ,С0Ш,З-Ж,С-Ц,Л-Р).

С этой целью ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения звуков.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки С-Ц,С-Ш, Ш-Ж и др.

Для развития фонематического восприятия важно вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков, предлагается детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, стихов.

Например: игра «Кто лучше слушает». Ход игры: дети слушают слова, поднимают руку , если слышат определенный звук ( Ш или Ж) в словах: шапка, шуба, жук, жаба, дом, лиса, ежик, кошка, мошка, вешалка, тарелка, ложечка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша…)

На 7 году жизни звукопроизношение мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки, малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого внятного произношения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению, звонкие и глухие согласные; твердые и мягкие; свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Важно подчеркнуть, цели игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Игры: Какой звук есть в словах» :жук, жаба, лыжи –(Ж).

Чайник, ключ, очки –(Ч),

Щетка, ящик, щавель- (Щ),

Коса, усы, нос –(С),

Селедка, Сима, лось –(СЬ),

Коза, замок, зуб –(З),

Зима, зеркало, вазелин –(ЗЬ),

Цветок, яйцо, курица –(Ц),

Лодка, стул, лапа (Л),

Лес, соль, липа –(ЛЬ),

Рыба, ковер, крыло –(Р),

Рис, крепость, букварь –(РЬ).

«Назови первый звук своего имени», «Назови последний звук»,

«Назови мебель в названии первый звук (С)»,

«Назови фрукты последний звук (Р)

Актуальность заключается в следующем: дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения. Дидактические и настольные игры помогают решить практически все задачи речевого развития детей. После регулярных упражнений дошкольники закрепляют и уточняют словарь, учатся изменять и образовывать слово составлять связные высказывания, развивают объяснительную речь.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи ребенка огромная. Игра положительно влияет на речевое развитие. Ребенок общается со сверстниками или игрушками, подражает различным звукам и голосам зверей. Если за происходящим наблюдает неговорящий ребенок, то со временем ему захочется попросить взрослого о чем-либо или сообщить важное. Воспитатель привлекает детей к общению с помощью вопросов, это способствует развитию речевой активности детей.

В педагогике существует 3 типа дидактических игр для дошкольников. Все игры направлены на развитие речи:

-игры на слова с предметами, игрушками,

-настольные игры с печатным материалом,

-словесные игры.

Чтобы ребенок научился быстрее говорить, нужно тренировать не только артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику. Упражнения по тренировке пальчиков – это мощное средство, которое помогает повысить работу головного мозга. Упражнения благотворительно влияют на умственное развитие ребенка. Пальчиковые игры – стимулируют развитие речевых центров, ребенок получает новые тактильные ощущения, учится концентрировать внимание.

Самый короткий, но важный период становления и развития ребенка – дошкольное детство. Это начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей. По мнению физиологов именно с 2-6 лет активно развивается мозг ребенка, формируются его функции. Именно в этот период функции ЦНС легко поддаются тренировке. Если родители упустят этот момент, то развитие этих функций замедляется, а в некоторых случаях останавливается навсегда.

Дети познают мир через игру. Существуют разные виды игр, которые помогают ребенку активно усваивать родной язык, развивать все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая Ребенок в дошкольном возрасте должен полноценно владеть родным языком. Это необходимо для того, чтобы он умел грамотно выражать свои мысли и быстрее освоил программу начальной школы.

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для педагогов

Подготовила учитель-логопед

Манжосова В.П.

Тема: Автоматизация звука «С».

Цели: закрепление правильного произношения звука «С» в слогах, словах, в предложениях; развитие фонематического слуха, логического мышления, внимания; уточнение знаний у педагогов о последовательности автоматизации звука «С»; воспитание стремления совместно добиваться поставленной цели.

План

1.Организация предметной и речевой среды для коррекционной работы по автоматизации звука «С».

2.Игротека с участниками семинара.

3.Практические задания по автоматизации звука «С».

Предварительная работа

1.Рассматривание картинок со звуком «С».

2.Заучивание стихов, потешек, загадок.

Оборудование

Столы, стулья, зеркала, карточки, картинки.

Ход

1.Организационный момент.

Сообщение темы семинара.

Логопед: Здравствуйте, рада всех приветствовать на открытии практического семинара. Сегодня мы с вами будем играть со звуком «С». Желаю активного участия и правильного произношения звука «С».

Логопед: возьмите зеркала и выполните артикуляционную гимнастику для звука «С».

«Улыбка», «Окошко», «Лопаточка», «Чистим нижние зубы», «Чистим верхние зубы», «Качели», «Горка», «Накажем язычок», «Благодарим язычок», «Заборчик».


Логопед: Молодцы, все выполнили правильно.

Логопед: Упражнение «Насос». Произнесите звук «Насоса».С -С- С

2. Основная часть.

Логопед: Произнесите после меня слоги: са, со,су,сы-удивленно;

Ста, сты,сто, сту-вопросительно;

Ас,ос,ус,ыс-утвердительно.

Логопед: Упражнение «Эхо» (многократное повторение слов по теме «Зима» снег, снежинка, сугробы, снегопад, снегопах).

Логопед: посмотрите на картинку и назовите предметы в названии которых звучит звук «С» (Рассматривание картинки «Зима» соблюдая очередность используйте снежинку).

Логопед: Прослушайте чистоговорки , повторите.

Са-са-са-вот идет лиса.

Су-су-су- я сумку несу.

Со-со-со-катим колесо.

Сы-сы-сы- съешь немного колбасы.

Ас-ас-ас- у нас ананас.

Ус-ус-ус-едит автобус.

Ос-ос-ос- мой брат матрос.

Логопед: Предлагаю игру « Слышишь звук «С» подними руку».

(Произносится ряд звуков: А, В, Ф, С, П, Р,Н,М,С).

Слова: салат, сады, сок, суп, страна, велосипед, зайка, цветы, зимушка. Послушайте слова и скажите, что можно есть (салат, сок, сад, суп, сухари, сук, сырок, бусы, осы.

Логопед: Послушайте считалку, запомните, повторите.

Вот со звуком «С» считалка,

Сани, сок, сова, скакалка.

Выходи на слово стук, назови в нем первый звук. Правильно.

Логопед: Игра «Комплимент» составьте предложения по картинке по цепочке (передавая эту картинку). Молодцы интересные предложения.

Ребята, вспомните стихи, которые вы знаете. Следите за правильным произношением звука «С».

3. Итог. Вы сегодня все старались. Правильно произносили слоги, слова, предложения со звуком «С».

Молодцы. Спасибо за участие в семинаре. До скорой встречи.

 

 

Консультация «Игры для развития фонематического слуха у детей»

Учитель-логопед

МБДОУ д/с №36 «Красная гвоздика»

г. Пятигорска

Попова Татьяна Владимировна

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук-луг, роса-роза, плод-плот, дрова-трава«Кто внимательный?»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положением положения губ при произношении гласного звука.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа: АУ - дети кричат в лесу. Или ИА - как кричит ослик. Или УА - так плачет ребёнок. Как мы удивляемся? ОО! И т.п. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем – второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.

«Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного А, О, У или И. ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

 

«Что делать по дороге в гости?»

 

 

Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.

 

назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

 

 

назвать все определенного цвета (формы).

 

Семинар – практикум для воспитателей: «Изучение и систематизация приемов, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников»

Учитель – логопед

Попова Татьяна Владимировна

МБДОУ д/с №36

«Красная гвоздика»

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтетический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Исследователи детской речи отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.

При овладении лексико-грамматическим строем дети испытывают трудности: плохо запоминают терминологию, неадекватно ее используют, не могут грамматически правильно оформить предложения.

И менее сформированной является функция словообразования. Это проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (например, подушка из пуха – «пушоная», варенье из груши – «грушное», лапа волка – «волкина»).

В детском саду в ходе работы по формированию словообразования отрабатывается небольшой объем словообразовательных форм.

В процессе словообразования простое посторенние и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов: «учитель-учительница» или «ехал-уехал», сформировать навыки образования слов по аналогии.

Предлагаю перечень задач, связанные со знанием детьми программы по разделу «Грамматический строй»:

  1. Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже (с 3 до 4 лет)
  2. Умение составлять предложения разных типов (с 4 до 7 лет)
  3. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около (с 6 до 7 лет)
  4. Умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с 3 до 4 лет)
  5. Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (с 4 до 5 лет)
  6. Умение согласовывать существительные и числительные в роде и числе (с 5 до 6 лет)
  7. Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов (с 6 до 7 лет)
  8. Умение образовывать название детёнышей животных (домашних и диких) (с 5 до 6 лет)
  9. Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым (с 3 до 4 лет)
  10. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (с 3 до 4 лет)
  11. Умение употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных (с 4 до 5 лет)
  12. Умение различать и употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около (с 4 до 5 лет)
  13. Умение правильно согласовывать слова в предложении ( с 4 до 5 лет)
  14. Умение соотносить названия животных и их детёнышей, образовывать названия детёнышей в единственном и множественном числе (с 4 до 5 лет)
  15. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (с 5 до 6 лет)
  16. Умение образовывать прилагательные от существительных (с 6 до 7 лет)
  17. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (с 5 до 6 лет)
  18. Умение употреблять имена существительные в именительном падеже (единственное и множественное число) (с 3 до 4 лет)
  19. Умение образовывать названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (с 3 до 4 лет)
  20. Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (с 4 до 5 лет)

Практические задания к решению предложенных выше задач:

- «Что растет на грядке?» (активизировать словарный запас)

- «Что можно делать с овощами, фруктами?» (активизация глагольного словаря)

- «Автодром» (образование приставочных глаголов)

- «Чей хвост?» (образование качественных прилагательных)

- на образование имен существительных и прилагательных по родам:

«Кто чем работает?»

«Кто кого боится?»

«Кто кому мешает?»

«Кого и что я вижу?» и т.д.

- на согласование имен существительных в роде и числе «Мой, моя, мое, мои»

- на составление предложений с предлогами «в, на, за, под» в игре «Прогулка» и мн. др.

 

 

Развитие связной речи в норме

3-4 года

Дети односложно отвечают на вопросы взрослого для рассматривания предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослыми рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

4-5 лет

Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу, задают вопросы правильно по форме и содержанию, отвечают на вопросы.

5-6 лет

Совершенствует диалогическая и монологическая речь, поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы. Развивается умение правильно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картинке, по набору картинок, по плану, образцу и письма, рассказы из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера.

6-7 лет

Совершенствуется диалогическая, монологическая речь. Закрепляется умение задавать вопросы и отвечать на них, формируется культура речевого общения. Дети самостоятельно, выразительно без повторов передают содержание литературных текстов, используя выразительные средства. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, сери сюжетных картин, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.

 

Педагогическая поддержка семейного воспитания (в рамах ФГОС)

 

                                                                   Учитель-логопед МБДОУ д.с № 36

                                                                    «Красная гвоздика»

                                                                    Попова Татьяна Владимировна.

Семья и дошкольное образование являются первичными социальными воспитательными институтами, способны обеспечить целостную среду для жизни и социализации ребёнка. Гармоничное дополнение друг друга является главным фактором их успешного взаимодействия. Одной из приоритетных задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Почему возникла эта необходимость? Потому что стал заметно изменяться экономический и социально-культурный облик российской семьи, который сегодня крайне неоднороден.

Современное российское общество осознаёт опасность, связанную с ослаблением педагогического потенциала семьи и социальной микросреды.

Термин «педагогическая поддержка»- в современной педагогике используется широко и означает:

-оказать кому- нибудь помощь ,содействие, выступить в защиту кого-нибудь, не дать нарушиться чему- нибудь

Проблема семьи и семейного воспитания стоит как никогда остро: социологи, педагоги, психологи, демографы подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи, требующего решения этого состояния.

Важнейшими принципами педагогической поддержки семейного воспитания являются:

-принцип гуманизации;

-принципы целенаправленности и системности;

-принцип дифференцированного подхода;

-принцип комплектности.

Подробнее...